Печать

Тонкая настройка проигрывателя винила

Примечание переводчика.
Данная статья Laura Dearborn, помещенная в The Absolute Sound хороша тем, что является мини справочником по наладке винилового проигрывателя, и позволяет понять физику процесса. Из отечественных источников можно указать статьи в АМ, частично раскрывающие тему. Это: 
1. С. Баньковский. Правильная установка головки звукоснимателя. АМ №3, 96. 
2. А. Лихницкий. Электропроигрыватель "Электроника Б1-01 Improved". АМ №4, 95). 

Если у вас зуд по улучшению вашей системы, но нет денег, то возможное решение - потратить некоторое время на возню с проигрывателем. (Но если вы ушли в CD, то вам здесь не светит.) Подобно всему остальному, тонкая механика проигрывателей подчинена законам энтропии и постепенно расстраивается, заставляя вас тоже расстраиваться от прослушивания. Возвращение каждые шесть месяцев или около того к истокам, восстановило бы вашу веру (если она пошатнулась) в виниле и, возможно, в вашу систему.

Если Вы нуждаетесь в доказательстве музыкального воздействия перестройки, прочтите этот параграф, остановитесь и сделайте следующее. Выберите приблизительно десять тактов знакомой записи и проиграйте ее несколько раз. (Если вы считаете, что несколько быстрых повторов повредят запись, используйте пластинку, которой вы не дорожите). Запомните звук (женский голос лучше всего). Теперь измените силу прижима. Не пользуйтесь приборами, только прибавьте или отнимите десятую часть или две грамма. Слышите разность? - неважно хуже или лучше. Это - только одно малое изменение в целом ряде таких изменений.

(Прим. пер.: Если вы разницы не слышите, это не значит, что ее нет. Просто вся ваша система в целом может не отследить этой разницы. Это - отдельный предмет для обсуждений).

Тщательность поможет вам получить все от ваших долгоиграющих пластинок, потому что вы работаете в очень точном масштабе. Канавки записи по ширине - несколько тысячных дюйма. В зависимости от громкости системы, Вы можете обычно слышать приблизительно 60 + dB, что означает, что вы слышите смещение канавки порядка нескольких миллионных долей дюйма. (Это подобно расщеплению волоса на одну тысячу частей.) Каждый бит движения или вибрации, допустимый на этом уровне (очень усиленный), можно слышать сквозь ваши динамики.

Теперь следует основная методика по установке проигрывателя. Непрактично, если не невозможно, давать более детальное разъяснение, как оптимизировать отдельно взятый проигрыватель - это заняло бы страницы. Вместо этого, даются основные объяснения для каждой процедуры, наряду с некоторым руководством относительно того, что делать в каждом конкретном случае. Это дает отправную точку для ваших собственных исследовательских работ или, по крайней мере, дает вам основные установки и подстройки. Они могут подтолкнуть вас разыскать кого - либо знакомого с особенностями такого же проигрывателя. Если вы чувствуете, что вы не так ловки, не продолжайте. (Вы можете повредить дорогую аппаратуру.) Найдите того, кто может совершить это волшебство. (Только убедитесь, что он является экспертом, знаком с вашей специфической системой и раньше такие настраивал.) Эта методика не заменяет руководство пользователя, которое должна быть основным вашим путеводителем.

Другой фактор для рассмотрения: Если срок службы вашего картриджа уже длительный, то многое из следующего не даст того звукового впечатления, которое могло бы дать. Имеется даже небольшой шанс, что изношенная игла повреждает ваши записи. Картриджи - одни из наиболее трудных (и наиболее дорогих) решений при покупке, потому что невозможно взять взаймы. Как временная мера (прежде, чем потратить большие деньги на бреднэйм), вы могли бы попробовать одну из высоко котируемых, но недорогих единиц. С другой стороны, не получите синдром "картридж на месяц". Старые картриджи могут звучать почти столь же хорошо как лучшие из сегодняшних.

На различных этапах настройки ваша система может звучать не так приятно в музыкальном смысле как раньше. Остерегайтесь думать, что вы сделали неправильное регулирование. Много раз вы будете делать технические улучшения, которые откроют вам раньше не слышимый отвратительный звук. Пытайтесь его устранить, а не возвращайтесь на предыдущую ступень. Если система звучит чище в самом низу, и немножко расплывчато, вы, вероятно, ее улучшили. С другой стороны, если ничто не изменилось за исключением того, что это теперь звучит "противно", то вы, вероятно, допустили ошибку в регулировании.

Техобслуживание и наладка проигрывателя

Опора и Вибрация

Первая область исследования - это опора проигрывателя: полка или стойка. Независимо от подвески стола проигрывателя, некоторые вибрации пройдут и загрязнят звук снизу до середины диапазона. Установка опоры так, чтобы, насколько возможно, минимизировать вибрацию, поможет минимизировать муть. Это даже более важно для вертушки без подвески.

Если вы можете чувствовать любое движение опоры, слегка касаясь ее кончиками пальцев при проигрывании музыки, то это сильно ухудшается ваш звук. Чтобы получить подсказку, насколько силен эффект, послушайте через стетоскоп опору и вертушку. Или поставьте стакан воды на опору и понаблюдайте поверхность воды при игре музыки, или ходьбы вокруг. Это - простой и наглядный способ увидеть, сколько акустической и механической вибрации достигает вашей системы. Помните, что ваша система пытается воспроизвести модуляции дорожки всего несколько миллионных дюйма - около 1/1000-й толщины волоса на вашей головке. Не простая задача в этой вибрирующей среде.

Есть несколько шагов, которые вы можете сделать, чтобы минимизировать вибрации, наведенные самой системой или полученные извне. Стойка проигрывателя должна быть на устойчивой поверхности - хлипкий пол не является надежным основанием. Помните, что проигрыватель может быть или внутри или вне вашей комнаты для прослушивания. Поэтому, если у вас есть возможность, установите вашу стойку на каменной стене или бетонном полу. Если ваш пол деревянный, вы можете придать ему жесткость снизу, например, креплением распорки между перекрытием и стойкой, где стоит проигрыватель. Если вы не можете укрепить пол, смонтируйте вашу стойку на прочной стене.

Знайте, что перемещение вашей стойки на более устойчивую позицию может привести к очевидному уменьшению в басе. Так как более устойчивое размещение имеет меньшее количество вибрации, основание вибрирует меньше и поэтому меньшее количество вибраций возвращается назад в систему. Это не ошибка. Вы действительно улучшили сущность вопроса; но только изменили очевидную субъективную частотную характеристику. Не меняйте положение; отбалансируйте вашу систему заново. Чтобы повторно сбалансировать систему, вы можете попробовать переместить динамики, или улучшать настройку звукоснимателя, или поменять обстановку в комнате или даже компоненты системы.

Затем, обратите ваше внимание на стойку или полку. Все универсальные стойки имеют плоский стол или несколько перекладин, которые формируются верх и на которых стоит проигрыватель - и все это будет пагубно вибрировать (слабое место универсальных стоек для проигрывателей). Чем толще (читай: жестче) стойка будет, и чем более инертной, тем лучше звук. Но стандартные стойки не слишком жесткие. Не смущайтесь при замене. Возьмите что-нибудь очень тяжелое (по крайней мере, фунтов 25, предпочтительно и больше) и толстое (более трех дюймов). Стойка должна быть на шипах - почти все к этому приходят.

(Совет: Поэкспериментируйте со звуковыми различиями от использования мата Sorbothane вместо шипов между проигрывателем и стойкой. Sorbothane частично изолирует, в то время как шипы усиливают связь.) (Прим. пер. Фирма - Sorbothane Inc., Kent, Ohio: Производит различные материалы на основе Sorbothane (фирменное название вибропоглощающего материала на основе полиуретана), в том числе различные демпфирующие прокладки, вставки и маты.)

Больше Относительно Вибрации

Со временем винты проигрывателя могут ослабнуть, способствуя появлению паразитных резонансов. Знайте, что затягивание сверх меры может деформировать сопрягаемые поверхности и ухудшить дело. Тогда используйте ваш музыкальный слух, посмотрите на размер винта, и укрепите его. И так для всех винтов, которые что-то скрепляют вместе, будь это картридж к тонарму или провод к корпусу. Конструкция некоторых проигрывателей нуждается в настройке степени крепления некоторых элементов; в этих случаях следуйте рекомендациям изготовителя.

( Совет: Рассмотрите добавку виброизоляционного материала между двумя контактирующими частями, чтобы амортизировать вибрацию, особенно по большим плоскостям. Идея не в том, чтобы иметь вязкий интерфейс, а чтобы заполнить самые малые зазоры из-за допусков изготовителя. Демонтируйте части, прибавьте очень малое количество Blu-Tac [теперь имеющийся в продаже] или любой другой нетвердеющей замазки, затем соберите и прижмите, пока части плотно не войдут в контакт. Везде, где имеются в контакте точно обработанные, заземляющие или сгибаемые поверхности, используют какую-либо инертную смазку типа промышленной вакуумной смазки.)

Горизонтальность

Когда проигрыватель не точно выставлен по горизонтали, это, обычно, оказывает наиболее отрицательное влияние на поведение подшипников диска и динамику тонарма, особенно анти-скейтинг. Поскольку подшипник диска круглый и находится в круглой втулке-шахте, негоризонтальность влияет на то, как подшипник скользит по втулке; чем лучше подшипник, тем меньше влияние. Из-за не выставления проигрывателя по уровню звуковые проблемы больше у поворотных тонармов и меньше у линейных, которые управляются двигателем.

Так что убедитесь, что диск проигрывателя и узел тонарма выставлены по уровню. Не делайте этого на глаз - используйте точный уровень. Если диск наклонен, то настройте подвеску (когда в конструкции шасси имеется подвеска). Если узел тонарма не горизонтален (что означает, что поворотный тонарм не вертикален), то верните его вашему дилеру для ремонта или заново выровняйте его сами при помощи тонких прокладок между узлом тонарма и шасси.

Подшипник диска

Здесь вы можете сделать только одно - заменить (или добавить) смазку. Как часто и какую - следуйте рекомендациям изготовителя. Поднимите диск, промокните старое масло не лохматящейся тканью (или всосите его чистой пипеткой или шприцем). Затем, чтобы не передозировать (почти все место во втулке подшипника занимает шпиндель.), осторожно влейте новое.

(Совет: Большинство масел для подшипников будут "музыкально" улучшены более густым [более высокая вязкость] маслом. Однако, если привод двигателя не очень силен, это более густое масло может замедлять систему. Большинство изготовителей продает свое собственное масло высокой вязкости. С другой стороны, экспериментировать - одно удовольствие.)

Пассиковый привод

Некоторые пассики посыпаются тальком, чтобы они были гладкими (скользкими). Некоторые должны быть чистыми, чтобы иметь мягкую поверхность (скорее матовую, чем блестящую). Чтобы сохранить присущую тягу, сверьтесь с изготовителем относительно нужды и метода для очистки пассика. Некоторые проигрыватели, из-за их двигателей, требуют проскальзывания пассика при запуске и останове, так, что эти пассики, наиболее вероятно, обсыпаются тальком. Годы проскальзывания будут изнашивать тальк и отполируют пассик до блеска. В этом случае замените его оригиналом изготовителя.

Иногда скорость диска управляется той частью шкива, на которую надет пассик. Так что убедитесь, что надет он правильно. Пассики могут быть привередливы относительно того, где они надеты на диск и шкив - будьте терпеливы. Все, что находится на проигрывателе при прослушивании записи - граммофонная пластинка, мат, диск, фиксатор (прижим) - также должны быть на проигрывателе, когда вы устанавливаете или регулируете пассик на подвешенном шасси. Разместите на внутреннем кольце диска, состоящего из двух частей, внешнее кольцо, перевернув его, и положите все остальное сверху. Это точно нагрузит подвеску и позволит вам рассмотреть пассик на шкивах.

Подвеска

В смысле наладки, не много вы можете сделать на проигрывателе с шасси без подвески, кроме как рассматривать всю систему в целом как часть подвески шасси. Посмотрите в конце этой главы и подумайте еще, как улучшить защиту основания от вибраций.

Конструкции подвесок немного различаются, поэтому, чтобы настроить ваше подвешенное шасси, следуйте инструкциям изготовителя. Как предложено ранее, если Вы не знакомы с работами по наладке проигрывателя, найдите того, кто в этом знаток. Пользователями и наладчиками постоянно открываются приемы, специфические для каждого проигрывателя, которые могут существенно улучшить звук.

Если вы настраиваете пружины, то вы должны получить доступ к обратной стороне шасси. Поднимите его и поставьте на четыре банки из-под пива или колы. Чтобы вес (и, следовательно, положение) был точен, все, что находится на шасси при проигрывании пластинок (мат, диск, фиксатор и пластинка; используйте ту, относительно которой вы не волнуетесь), должны быть на нем и тогда, когда вы настраиваете пружины,

В основном, чтобы настроить движения подвески вверх и вниз, вы вращаете всю пружину, или, чтобы настроить высоту и уровень, вращаете гайку на одном конце пружины.

Каждый раз делайте малые пошаговые изменения, проверяя результат. Диск должен вращаться строго на одном расстоянии по всей окружности относительно шасси, и узел тонарма должен остаться горизонтально с шасси. Толкание в центр тяжести подвешенной части шасси (в большинстве конструкций) должно заставить подвешенную часть двигаться строго вверх и вниз очень свободно, без перехода на боковые или вращательные движения до затухания. Продолжайте регулировку, пока вы не достигнете этого состояния.

Наладки тонарма

Тонарм в значительной степени свободен от регулировок и обслуживания. Закрепите крепежные винты. Проверьте, на типичном поворотном тонарме, что подшипники нормальные. Возьмитесь в месте крепления головки и очень, очень мягко попытайтесь перемещать тонарм вперед и назад по длине трубки и вращать. Если вы чувствуете любой люфт, вы имеете серьезную проблему - его надо ремонтировать или менять. Исключения - свободно подвешенные или не поворотные тонармы, где, делая это, вы можете вызвать выпадение тонарма из опоры. (Прим.пер. Свободно подвешенные тонармы(well-tempered) - тонармы на нерастяжимой нити. Вот пример проигрывателя-призера церемонии HI-FI'97 в США:  Награды академии AAHEA для аппаратов класса High End. Лучший аналоговый источник: Референсная вертушка для виниловых дисков и тонарм для нее "Well Tempered Reference Turntable" компании Transparent Audio Inc.)

Если Вы имеете вязкий демпфирующий контейнер, убедитесь, что он содержит правильное количество амортизирующей жидкости, которая не испаряется, но может протечь. Если в нем имеется пыль или посторонние включения, прочистите его и наполните новым демпфирующим составом. В случае различных систем лопасти подобно SME, посмотрите, используете ли Вы правильную лопасть. Слишком большое демпфирование будет делать звук плотным, но будут теряться большое количество мелких деталей; слишком малое - и звук будет открытый и раскованный, но также и более неясный и грязный.

( Совет: Чтобы минимизировать резонансы тонарма [которые могут добавить много жесткости высокой частоты к звуку], смочите (кистью) трубку тонарма жидким латексом. Хорошо подойдет косметика для театрального грима или термоусыхающее покрытие для труб или нетвердеющая мастика, подобная Blu-Tac.) (Прим.пер. Для уменьшения резонансов трубку тонарма заполняют демпфирующим составом, например, сырой резиной или каким-либо составом для автомобилей).

Вы должны выровнять иглу картриджа с дорожкой пластинки как можно ближе к тому, как резец первоначально нарезает дорожку матрицы. Попытайтесь отследить иглой то, что было проложено резцом - чем ближе трасса одного отражает трассу оригинала, тем более точно эту дорожку можно считать. Трасса движения требует оптимизации в трех различных плоскостях. Однако она не будет одинаково совершенна в каждой из трех, следовательно, ее надо оптимизировать для лучшего баланса или компромисса. Окончательная настройка должна всегда делаться на слух и в течение длительного времени прослушивания. Только чтобы добавить вам сложности, каждая запись нарезается немного по-другому. Поэтому для полного баланса хорошего звука по широкому диапазону пластинок снова оптимизируйте (или настройте) ВУС (вертикальный угол следования иглы) для каждой записи, что некоторые люди делают, если они имеют простое регулирование ВУС на их тонарме.

Три плоскости юстировки следующие. (Пожалуйста, заметьте, что юстируется - игла, а не картридж.) Сначала, смотрим сверху, дуговые перемещение картриджа поперек записи должны оставлять иглу в том же самом положении по отношению к дорожке, как и прямолинейное отслеживание резца; это - Боковой Угол следования, или Тангенциальность. Если смотреть со стороны головки, игла должна быть перпендикулярна к дорожке, чтобы не иметь предпочтения к одной стороне дорожки, и, следовательно, к одному каналу, по отношению к другой стороне / каналу; это - Азимут. Если смотреть с боку, игла должна сидеть в дорожке правильно, под тем же самым углом как первоначальный режущий инструмент; это - Вертикальный угол следования/угол ската иглы. (Однако, ВУС изменяется от записи к записи. Поэтому, эта юстировка, в большей степени, чем это имело место с другими регулировками, должна быть выставлена по слуху.)

Также убедитесь, что расстояние от центра опоры тонарма (вертикальная стойка) к шпинделю (обычно фиксируется платой, на которой смонтирован тонарм) правильно, поскольку это влияет на способность регулировать тангенциальность. Этот размер L в дюймах разный у разных тонармов - проверьте ваше руководство или проконсультируйтесь с изготовителем.

Основные инструментальные средства - шаблон, датчик прижимной силы, пластинка, относительно которой вы не волнуетесь, поскольку могут иметь место несчастные случаи, сильный свет, который вы можете фокусировать, где надо, отвертка. Могут быть удобны малые утконосы и лупа или монокуляры. Очень трудно сделать точный шаблон (не полагайтесь на точности шаблона, который поставляется вместе с тонармом), добудьте хороший. Если он точно не соответствует шпинделю, выбросите его и достаньте другой.

Убедитесь, что провода тонарма, крепления проводов и паяные соединения находятся в очень хорошем состоянии. Минимально, прочистите контакт между разъемами картриджа и клипсами проводов, снимая и ставя на место каждый зажим. Это можно сделать легко, захватив клипсы утконосами, но будьте внимательны, чтобы вы не натягивали провода, где они крепятся к клипсам. Проверьте крепежные винты картриджа. Поскольку они должны быть плотно закреплены, то пластмассовые винты не подходят. Винты алюминиевые, латунные или из нержавеющей стали, являются новыми, не портят резьбы и поэтому хороши. Винты Аллена великолепны, поскольку ключи Аллена, используемые при затяжке, обеспечивают отличный рычаг. Прилагая достаточное затягивающее усилие на головку винта со шлицем, вам нужна отвертка с, по крайней мере, диаметром ручки ¾ дюйма - часовые отвертки не годятся.

Начинаем

Надежно приклейте диск липкой лентой к шасси. Если он сможет вращаться в течение установки, ваши регулировочные измерения не будут точны. Только убедитесь, что лента не изменила высоту или горизонтальность. Если еще не сделано, то закрепите картридж в держателе и держатель на тонарме. Винты должны быть закручены пальцами, этого достаточно, чтобы картридж не выпал, но он пока еще свободно ходит, чтобы перемещаться. Где возможно, работайте с установленным защитным колпачком иглы.

Установите номинальную прижимную силу. Затем делает процедуры юстировки касания(тангенциальности), и затем азимут. Не отклонитесь от этой последовательности, поскольку каждый шаг воздействует на последующий - измените порядок, и установка будет неправильна.

Прижимная Сила

Это регулировка на тонарме уравновешивает вес тонарма и картриджа. В этой точке, используйте ваш манометр и установите прижимную силу согласно инструкциям на картридж - окончательная настройка будет сделана позже на слух. Если Вы не имеете манометра прижимной силы, но тонарм имеет калиброванный противовес, отключите механизм антискатывающей силы или установите его на ноль. Установите противовес так, чтобы тонарм был горизонтален и в равновесии. Будьте очень осторожны с незащищенной иглой, т.к. вы не можете делать эту регулировку с установленным защитным колпаком. Как только тонарм отбалансирован, закрепите его в держателе и, используя калиброванный противовес, установите прижимную силу, согласно рекомендуемому весу вашего картриджа.

Юстировка Тангенциальности

Следуйте инструкциям в вашем руководстве пользователя и имеющемуся шаблону; различные приборы используют различные методы. Поскольку вы выравниваете корпус картриджа в соответствии с разметкой шаблона, убедитесь, что стороны картриджа квадратные, или ваша юстировка будет неправильна. Когда юстировка выполнена, тщательно закрепите винты картриджа. Крепко держа вместе картридж и держатель, чтобы не было сдвигов, осторожно затяните каждый винт на один оборот, затем повторите до полного закрепления. Затягивание полностью одного винта до затяжки других почти всегда перекосит картридж. Однако всегда после затяжки проверьте юстировку, насколько осторожны вы были.

Азимут

Старая методика юстировки с зеркалом для азимута может хорошо работать для некоторых картриджей, но картридж с подвижной катушкой ручной работы не поддаются этой юстировке достаточно хорошо. Игла может быть смещена на несколько градусов от перпендикуляра к вершине картриджа.

Имеются два точных метода для настройки азимута. Для получения лучшего звука один использует ваши уши. Вращайте картридж в различных направлениях крошечными шажками. Добейтесь того, чтобы вы чувствовали максимальную ширину и глубину сцены и т.д. Недостаток этого метода в том, что пока вы не приобретете достаточный опыт, вы будете смущены изменениями в звуке, будьте терпеливы и тщательно работайте - это даст вам лучшие результаты.

Единственный оставшийся метод с защитой от дурака требует использования вольтметра и тестовой пластинки. Установите азимут так, чтобы сигнал 1,000 Гц был одинаков в обоих каналах.

Вертикальный угол следования иглы (ВУС)

Если ваш тонарм не имеет специальной регулировки ВУС, то главной неприятностью может быть регулировка высоты тонарма. Особенно если стойка тонарма установлена на определенную высоту только стопорным винтом. В таких конструкциях изменение высоты требует отпускания стопорного винта, что обычно приводит к тому, что стойка тонарма стремительно падает, оставляя вас в неведении относительно первоначального положения, от которого вы отталкивались, прибавляя или уменьшая высоту. (Я говорю о своем горьком опыте.) Втисните в зазор между ножкой стойки и фланцем визитки, так, чтобы при освобождении стойка не упала. Или найдите/сделайте болванку, которая точно входит между креплением тонарма и дном. Смотрите руководство по тонарму для рекомендаций по регулировки высоты стойки.

Лучший подход в постепенной настройке ВУС - это прослушивание музыки. Вы знаете, что тонарм надо опустить на стойке, когда звук в основном жесткий и яркий, с хилым басом или с отсутствием глубокого баса, резкими верхами и резким средним диапазоном (конечно, это может также быть из-за слишком легкой прижимной силы). Искажения затемняют музыкальные детали с низким уровнем; следовательно, отмечается понижение динамического диапазона. Кратковременные атаки могут быть слишком остры. Поднимите тонарм, когда звук вялый и заглушенный, верха завалены, низы грязные и отсутствует четкость, кратковременные атаки вялые. Запомните, что это звучит ужасно не потому, что сказываются влияния в изменении прижимной силы (слишком легкая - резкость, слишком тяжелая - тяжеловесность и вялость). Они оказывают разное влияние на звук, но это тяжело объяснить.

Начните с положения, когда тонарм находится немножко ниже и мало помалу поднимайте его, пока он не станет параллелен пластинке и затем так, чтобы задняя часть картриджа была приподнята. Держите пластинку с известным вам фрагментом под рукой, где вы знаете все нюансы, чтобы вы всегда могли вернуться к нему. Диапазоны регулировки могут быть крайне широки, по крайней мере, 3/4 " или даже больше (в шарнире тонарма). Не стесняйтесь, поиграйте с полным диапазоном, чтобы вы знали, на что походит звук.

Антискатывающая сила (только для поворотных тонармов)

Во время проигрывания прикладывается балансирующая сила, противоположно направленная естественному давлению поворотного тонарма вовнутрь. Бесконтрольно оставленная, игла будет давить на внутреннюю сторону канавки, вызывая искажения как от неправильного позиционирования в канавке, так и от смещения противоположного конца иглы относительно генератора картриджа. Для того чтобы отрегулировать это, опустите иглу на пластинку около этикетки на широкую дорожку выбега. Увеличивайте антискатывающую силу до тех пор, пока тонарм не начнет медленно дрейфовать наружу, от этикетки. И опять, это должно быть завершено на слух, когда вы слушаете музыку. Если размещение образа немного не в центре, или если вещи не кажутся цельными, экспериментируйте с антискатывающей силой. Понаблюдайте за иглой, когда вы ставите ее на дорожку. Двигается ли она направо или налево относительно корпуса картриджа? Это указывает, что антикатывающая сила или слишком большая или слишком маленькая. (Прим.пер. При регулировке антискатывающей силы, допустим, при установке иглы на свободную дорожку выбега, возможен гистерезис в ее величине от дрейфования тонарма во внутрь или наружу. Гистерезис тем больше, чем сильнее трение в подшипниках тонарма, т.е. чем хуже тонарм. Она также зависит от прижимной силы. В принципе, величина антискатывающей силы должна равняться величине прижимной).

Точная настройка

Итак, вы имеете три грубых регулировки: прижимной силы, ВУС и азимута. Для оптимизации звука - это повод для повторения. Изменения в звуке при каждой из этих индивидуальных наладок могут быть похожи. Поэтому для оптимизации необходимы все три. На практике, последовательно переходя от одной регулировки к другой и затем к следующей, добиваются баланса по оптимизации для всех трех. Во время работы слушайте женский голос. Добейтесь максимального вокального образа и осязаемого ощущения персонажа.

Вы хотите начать с отклонения в малых пределах от рекомендуемой прижимной силы картриджа. Вы пытаетесь поставить электромагнитную систему в наиболее линейную позицию. Слишком большая прижимная сила, и вы смещаете катушку (или магнит) с центрального положения их диапазона. Маленькие приращения могут быть порядка 1/100-й грамма или меньше; но рекомендуются отклонения в +0,2 грамма от рекомендации изготовителя. Не волнуйтесь относительно повреждения пластинки от более тяжелого веса. Большинство повреждений пластинок (в диапазоне частот от средних до высоких) фактически вызвано неправильным позиционированием при слишком небольшой прижимной силе, чем при слишком тяжелой. (Кроме того, 0.2 грамма сверх нормы - это совсем не много). Предусматривается, что игла достаточно чиста и в хорошем состоянии. Когда вы производите съем сигнала при наименьшей прижимной силе и при этом получаете лучшее звучание (на сигналах умеренных, а не на Увертюре 1812 года), то, возможно, вы имеете грязную иглу, плохую пластинку, накопление грязи в вашем картридже или картридж стал старым.

Изменения в прижимной силе могут изменить ваши настройки ВУС и азимута. Если азимут был первоначально настроен на слух, экспериментируйте с ним. Однако, если он отрегулирован с помощью аппаратуры, оставьте его и займитесь ВУС и прижимной силой. Я иногда думаю о процессе настройки как о затяжке нескольких винтов - вы за один раз каждому винту даете один или два оборота и продолжаете по окружности, пока все из них равномерно не затяните и поверхности соединяться без перекосов. Продолжайте терпеливо настраивать, пока вы не признаете, что звук правильный и стал на место.

( Совет: Некоторые люди считают, что рекомендуемая частота размагничивания [Fluxbuster] картриджа с подвижной катушкой - каждый день, даже если картридж не использовался.)

OK, теперь вы в основном работу сделали. Окончательная настройка займет дни или недели и зависит от прослушивания системы в спокойной обстановке. В конечном счете, некоторые аспекты звука от одной пластинки до другой начинают раздражать и портить общую картину хорошего звука. Это может происходить от слишком легкой прижимной силы до ВУС. (Многие наиболее хорошие картриджи термочувствительны. Когда слишком тепло, они привносят муть, когда слишком холодно, они могут создавать резкость. Проводите регулировки в зависимости от времени года). Исключая людей, кто настраивает ВУС на каждой пластинке, большинство людей будут счастливы с позицией ВУС, которая является хорошим компромиссом для их любимых пластинок. И так, включите систему, дайте ей прогреться, сядьте и расслабьтесь, и наслаждайтесь музыкой, даже если одно ваше ухо открыто для дальнейших усовершенствований.

Одно последнее, важное слово по очистке иглы. Имеются множество рекомендаций по очистке иглы: от ультразвука, щеткой вручную, даже используя наждачную бумагу, и с различными растворами от патентованных средств на основе фреона до простого спирта или спирта с водой, как в моющих растворах для чистки пластинок. Они могут влиять на форму и состояние загрязнителей, оставленных на игле. С некоторыми современными картриджами, с иголками очень малой ширины, необходимо чистить иглу для каждой стороны ДОЛГОИГРАЮЩЕЙ ПЛАСТИНКИ. Различные методы очистки могут приводить к различному звуку и к более или менее необходимости частой очистки. Экспериментируйте с различными методами - некоторые виды очистки обязательны.


Установка и настройка винилового проигрывателя

Когда вас одолевает нетерпеливое желание улучшения вашей hi-fi системы, но вы не можете найти для этого свободных денег, то вероятным решением такой проблемы является возможность посвятить некоторое время тому, чтобы повозиться с вашим LP-проигрывателем (если же вы стали заниматься только компакт-дисками, здесь вам я не помощник). Как и все на свете, точная механика LP-проигрывателя подпадает под действие законов энтропии и постепенно отходит от оптимальной настройки, чем может вызвать у вас тоже постепенно возрастающее нежелание прослушивать пластинки. Возобновление прослушивания каждые полгода или около того, возможно вернет вам веру (если она ослабевала) в винил и, возможно, в вашу систему.

Если вам требуется демонстрация музыкального эффекта перенастройки, прочитайте этот раздел, остановитесь и сделайте следующее. Выберите примерно десять тактов музыки с известной вам грампластинки и прослушайте их несколько раз (если вас беспокоит, что слишком быстрое последовательное проигрывание пластинки может ей навредить, выберите пластинку, которую вы не любите). Хорошенько ознакомьтесь со звучанием (лучше всего для этого женский голос). Теперь измените прижимную силу звукоснимателя. Нет, весы доставать не надо — просто поверните противовес так, чтоб изменение составило на одну или две десятые грамма. Вы ощутили разницу? — независимо от того, стало лучше или хуже. Это лишь одно малое изменение из целого ряда доступных нам малых изменений.

Если вы достаточно педантичны, то сможете получить максимум от ваших долгоиграющих пластинок, поскольку такие действия выполняются в ничтожно малом диапазоне изменений. Звуковые канавки/дорожки записи на пластинке имеют ширину в несколько тысячных долей дюйма. В зависимости от громкости воспроизведения в вашей комнате мы обычно различаем низкие уровни сигнала, вплоть до 60 и более дБ, что означает способность воспринимать на слух колебания ширины канавки около нескольких миллионных долей (дюйма). (Представьте, что вы смогли рассечь волосок на тысячу частей по его длине). Каждый лишний "микрон" паразитных смещений или вибраций на этом уровне сигнала будет услышан через ваши акустические системы (АС) – ведь усиление сигнала огромно.

То, что следует далее – это базовое руководство для начинающих по установке и настройке проигрывателя. Если здесь попытаться дать исчерпывающие ответы, это будет непрактичным, если не невозможным – для того, чтобы понятно объяснить, как оптимизировать только одну конкретную модель проигрывателя потребуется множество страниц. Вместо этого здесь даются основные объяснения каждой процедуры вместе с некоторыми инструкциями по тому , что надо делать в каждом случае. Предлагается некая начальная точка ваших собственных изысканий, или, по меньшей мере, вас знакомят с основами установки и точной настройки, что может затем вдохновить вас попытаться найти кого-нибудь, кто бы помог разъяснить особенности именно вашего проигрывателя. Если вы знаете, что руки у вас растут "не оттуда", можете на этом и остановиться (иначе это может привести к дорогостоящему повреждению). Вместо этого для выполнения такого чудесного действа найдите местного специалиста (только удостоверьтесь, что он является экспертом, знакомым конкретно с вашим проигрывателем, и ранее устанавливал и настраивал их). Данное руководство для начинающих не служит заменой руководству пользователя, которое должно быть для вас главным.

Еще один фактор, на который стоит обратить внимание: если срок службы вашего звукоснимателя подходит к концу, многое из перечисленного ниже может и не оказывать того влияния на качество звука, которое оно должно было бы оказывать. Более того, существует вероятность того, что изношенная игла повреждает ваши пластинки. Проблема приобретения звукоснимателей является одной из самых трудных (и наиболее дорогостоящих) в оборудовании класса hi-fi, потому что их невозможно взять напрокат. В качестве временной меры (прежде чем рисковать крупной суммой на звукосниматель "именитой" марки), вы можете попробовать одно из недорогих, но хорошо известных изделий. С другой стороны, не поддавайтесь синдрому "лучший звукосниматель месяца". Выпущенные немало лет назад звукосниматели, пользующиеся высокой репутацией, даже с тысячами часов использования, могут звучать почти также хорошо, как и наилучшие современные.

На самых разных стадиях на пути такой настройки ваша система может и не звучать так же приятно и музыкально как ранее. Не оставляйте мысли о том, что вы могли выполнить неверную регулировку. Во многих случаях вы можете сделать некое техническое усовершенствование, которое выявит ранее не замечаемый неприятный призвук. Попытайтесь устранить этот призвук, но не возвращайтесь к прежней настройке. Если звучание более отчетливое на самых низких частотах и менее "вялое", вы, вероятно, добились улучшения. С другой стороны, если не изменилось ничего, за исключением того, что звучание теперь раздражает, то это означает что вы в такой настройке ошиблись.

Регулировки проигрывателя и уход за ним

Опора и вибрации

Первым, что необходимо тщательно исследовать, является место установки проигрывателя, будь он расположен на полке или в стойке. Независимо от того, насколько хороша система подвеса шасси проигрывателя, проникновение вибраций и "загрязнение" звука в диапазоне от самых низких до средних частот не редкость. Установив проигрыватель так, чтобы на него передавалось как можно меньше вибраций, можно свести к минимуму такие загрязнения звука. Это еще более важно для проигрывателя без гибкого подвеса шасси или корпуса.

Если при проигрывании музыки вы можете кончиком пальца ощутить микровибрации опорной поверхности, на которой стоит проигрыватель, то это плохо для качества звука. Для того чтобы получить представление просто о том, насколько значителен этот эффект, приложите стетоскоп к проигрывателю или к подставке под ним. Или же поставьте стакан воды на подставку и наблюдайте за поверхностью воды, когда вы проигрываете музыку или ходите неподалеку – это простой и наглядный способ увидеть, каково количество акустических и механических вибраций, достигающих вашей системы. Помните, что ваша hi-fi система пытается воспроизвести модуляции звуковой канавки величиной в несколько миллионных долей дюйма – около 1/1000 толщины человеческого волоса. Отнюдь не простая задача в условиях такой окружающей среды с вибрациями.

Есть несколько шагов, которые вы можете сделать для сведения к минимуму тех вибраций, которые вызваны как работой самой системы звуковоспроизведения, так и возникающих в окружающей среде. Стойка (или полка) с проигрывателем грампластинок должна располагаться на устойчивой поверхности – если пол из гибких досок, то он неустойчивая опора. Если вы имеете такую возможность, то установите подставку вашего проигрывателя на каменном полу или прикрепите полку к каменной стене – помните также, что проигрыватель можно расположить как в самом помещении для прослушивания, так и за его пределами. Если полы у вас деревянные, возможно, вы сможете придать им большую жесткость, укрепив снизу специальным домкратом между полом подвала и полом под стойкой, в которой находится проигрыватель. Если вы не сможете устранить прогиб пола, лучше установите проигрыватель на жесткой (капитальной) стене.

Имейте в виду, что перенос вашего проигрывателя в место, где обеспечивается большая его устойчивость, может привести к заметному на слух уменьшению количества низких частот (басов). Поскольку в таком более устойчивом положении меньше паразитных вибраций, меньше вибраций от подставки передается в тракт звуковоспроизведения. Количественное уменьшение басов не дефект – на самом деле все изменения лежат в субъективной плоскости восприятия. Не возвращайтесь к прежней настройке, а поправьте субъективно воспринимаемый частотный баланс. Для изменения баланса можно попробовать передвинуть акустические системы или же улучшить юстировку звукоснимателя, "поиграть" с перестановкой мебели помещении прослушивания или даже попробовать заменить компоненты вашей системы.

Далее, обратите внимание на саму стойку или стенную полку. Универсальные стойки для аппаратуры обычно имеют верхнюю раму или опоры, на которых расположено собтвенно полка для размещения проигрывателя-- и она и рама тоже подвержены вредным вибрациям (слабое место универсальных стоек) Чем они толще (читай, жестче), и чем более инертны, тем лучше звук вашей системы – а стандартные изделия уж никак не назвать инертными. Не бойтесь их заменить. Найдите тяжелую (по меньшей мере 11 кг (25 фунтов), предпочтительно значительно тяжелее) и толстую полку (более 8 см (3 дюйма). Сама стойка должна быть установлена на полу на ножках, снабженных шипами, – почти все они ими комплектуются.

Совет: Поэкспериментируйте с различиями в звучании – проигрыватель может стоять на полке на ножках, на шипах или на сорботановых (эластомерных) дисках). Сорботан поглощает вибрации, а шипы или ножки перераспределяют их)

Еще о вибрации

Винты, соединяющие элементы проигрывателя, со временем могут ослабеть, что может привести к росту паразитных резонансов. Но имейте в виду, что чрезмерное затягивание винтов может привести к деформации соприкасающихся поверхностей и принести только вред. В любом случае "семь раз отмерьте" и только потом затягивайте. то относится ко всем винтам, используемых для крепления чего угодно, будь то крепление головки к тонарму/шеллу или провода к коробке с выводами. Некоторые проигрыватели проектируются так, что требуется определенное усилие при затягивании крепежа; в таких случаях следуйте рекомендациям изготовителя.

Совет: Для гашения вибраций можно использовать лист поглощающего материала между двумя соприкасающимися поверхностями, особенно если они большие и плоские. Идея не в том чтобы получить мягкую прослойку, а в том, чтобы заполнить те очень малые промежутки, которые остались из-за неидеально обработанной поверхности в пределах производственных допусков. Аккуратно разберите соприкасающиеся элементы и промаьте контакную поверхность тонким слоем Blu-Tac или другого незатвердевающего герметика, после чего соберите узел, сжимая поверхности так, чтобы обеспечить надежный контакт. В тех случаях, когда в контактные поверхности ровно обработаны на токарном станке, отшлифованы или отфрезерованы, можно использовать какой-нибудь инертный смазочный материал, такой как промышленная вакуумная смазка).

Горизонтальность

В общем случае, нарушение горизонтальности положения проигрывателя отрицательно влияет на рабочие характеристики подшипников опорного диска и динамические параметры тонарма, в частности, на компенсатор скатывающей силы. Подшипник скольжения опорного диска вращается во втулке, нарушение горизонтальности изменяет характер этого вращения (за исключением таких конструкций, как в проигрывателях Well Tempered и Versa Dynamics); чем лучше качество подшипника, тем меньше этот эффект. Ухудшение звучания, возникающее из-за нарушения горизонтальности, наиболее заметны для поворотных тонармов; они минимальны для тангенциальных тонармов с сервоприводом.

Так что удостоверьтесь в том, что опорный диск вашего проигрывателя и площадка, на которой установлен тонарм, находятся на одном уровне. Не доверяйте только глазу – воспользуйтесь точным уровнем. Если опорный диск негоризонтален, отрегулируйте подвес (в случае конструкции с подвешенным субшасси). Если площадка тонарма не горизонтальна (это означает, что опора тонарма не вертикальна), то либо отправьте проигрыватель в магазин для ремонта, либо самостоятельно выровняйте площадку, регулируя зазор прокладками между платой и площадкой.

Подшипники опорного диска

Почти единственное, что вы можете с этим сделать, это заменить или пополнить запас масла в подшипнике. По поводу того, как часто и чем это делать, следуйте рекомендациям изготовителя. Приподняв, выньте опорный диск, впитайте старое масло тканью без волокон (или засосите его чистой глазной пипеткой или шприцем), после чего залейте новое масло, стараясь не переполнить резервуар для него.

Совет: большинство подшипников, в которых используется смазочное масло, будут давать лучшее звучание музыки при использовании масла большей вязкости. Тем не менее, если привод не очень мощный, такое более вязкое масло может замедлить передачу вращения. Большинство изготовителей продают собственные "варианты" масла высокой вязкости; с другой стороны, поэкспериментировать здесь было бы интересно.)

Приводной ремень

Некоторые приводные ремни рассчитаны на посыпание тальком, некоторые должны быть скользкими, некоторые – с мягкой поверхностью (скорее матовой чем блестящей), некоторые должны быть чистыми. Узнайте у изготовителя о необходимости чистки и ее методах, обеспечивающих должное сцепление ремня. Некоторые проигрыватели из-за свойств их электродвигателя при запуске требуют проскальзывания, а замедляют вращение так медленно, что их приводные ремни, вероятнее всего, обработаны порошком талька. Годы такой работы с проскальзыванием ремня вызывают износ слоя талька, после чего начинается полировка ремня до блеска. В подобных случаях замените ремень оригинальным ремнем от того же изготовителя.

Очень часто скорость вращения опорного диска определяется тем, на какую часть шкива надет приводной ремень, поэтому удостоверьтесь, что вы правильно поместили его. Ремни могут быть капризными в отношении того, в каком месте опорного диска или шкива они оказываются – проявите терпение! При установке или регулировке приводного ремня на проигрывателе с пружинным или подвешенном субшасси, не забудьте что на проигрывателе должно находится все, нужное для воспроизведении грампластинки: опорный диск, мат, пластинка, прижим. Если опорный диск состоит из двух дисков разного диаметра, поместите его верхнее кольцо перевернутым на внутреннее кольцо и положите все остальное сверху. Этим подвес будет аккуратно нагружен, в то же время позволяя вам следить за ремнем и шкивом.

Подвеска

В проигрывателях с жестким корпусом мало что регулируется, разве что можно представить стойку для проигрывателя частью системы его подвеса. Перечитайте раздел о стойках и опорах и подумайте, как защитить место установки проигрывателя от вибраций.

Все конструкции подвесов немного различаются, так что для регулирования подвеса вашего проигрывателя следуйте инструкциям изготовителя. Как уже предлагалось ранее, если вы не представляете себе, как настроить ваш проигрыватель, лучше обратиться к специалисту. Тонкости наладки, зависящие от характерных особенностей каждого проигрывателя, могут значительно улучшить звучание, но они обнаруживаются пользователями и специалистами по тонкой настройке после накопления опыта за длительное время.

Если требуется наладить пружины подвеса шасси, то вам понадобится получить доступ к нижней части проигрывателя – приподнимите его и поставьте, например, на четыре металлических банки из-под колы. Все, что обычно находится на проигрывателе при воспроизведении грампластинки – опорный диск, мат, прижим пластинки и сама пластинка (используйте ту, которую вам не жалко) – должны находиться на проигрывателе, при регулировке пружин – вес (и, следовательно, положение шасси) должны были заданы точно.

Обычно для того, чтобы отрегулировать перемещения системы подвеса вверх и вниз, нужно повернуть всю пружину целиком или же вращать гайку на одном из торцов пружины, регулируя высоту и горизонтальность положения.

Выполняйте изменения положения медленно, шаг за шагом и каждый раз проверяйте результат. Опорный диск по всей окружности должен быть ровно поднят над корпусом проигрывателя, а площадка крепления тонарма должна строго оставаться горизонтальной в одной плоскости с корпусом проигрывателя. Если нажать на центр тяжести подвешенной части шасси проигрывателя, то для большинства конструкций проигрывателя это должно вызвать свободное колебание подвешенной части строго вверх и вниз, без боковых или вращательных смещений, до момента затухания колебания. Продолжайте регулировку пружин до тех пор, пока вы не добьетесь такого поведения подвеса.

Регулировки тонарма

Тонарм — это тот компонент проигрывателя, который в общем не требует постоянного ухода и регулировки. Подтяните винты крепления тонарма. На типичном поворотном тонарме проверьте, что с подшипниками все в порядке: аккуратно схватите тонарм за шелл и, очень и очень осторожно, попробуйте тянуть тонарм вперед и назад вдоль длинной части трубки, а затем попробуйте придать ему вращательное движение. Если держа тонарм за шелл вы почувствуете люфт, то тонарм нужно ремонтировать или менять. Есть исключения — тонармы Well-Tempered или одноопорные тонармы, у которых при выполнении этого приема вы просто можете выдернуть опорную иглу из чашки.

Если в тонарме используется демпфирование вязкой жидкостью, убедитесь, что в желобе или ином резервуаре этой жидкости имеется достаточное ее количество; она не испаряется, но может вытекать. Если в жидкость волокна или пыль, то очистите резервуари заполните его заново демпфирующей жидкостью, рекомендованной изготовителем. Кроме этого, в случае систем с набором лопастей разной длины, таких как у SME, еще раз проверьте, правильная ли лопасть установлена. Слишком сильное демпфирование сделает звучание плотным, но приведет к потере множества тонких деталей; слишком малое демпфирование – звук станет открытым и смягченным, но также и более неясным и размытым.

Совет: Для того чтобы свести к минимуму резонансные колебания в трубке тонарма [что может привести к жесткости звучания на высоких частотах], демпфируйте трубку тонарма, нанеся кистью слой жидкого латекса [хорошо использовать сорт, применяемый в театральной косметике], или же используйте термоусадочную трубку, либо нетвердеющий герметик – такой как Blu-Tac.

Как известно, резец рекордера перемещается по радиусу записываемого диска (матрицы грампластинки), а игла звукоснимателя следует по канавке грампластинки по дуге. Нам надо как можно точнее "прочесть" с помощью воспроизводящей иглы те канавки, которые были оставлены записывающим резцом. Несоответствие в направлениях колебаний резца и иглы должно быть минимизировано в трех разных плоскостях. Это физически невозможно сделать одинаково в каждой из этих плоскостей, так что оптимизация должна проводиться до достижения общего наилучшего баланса или компромисса. Окончательная настройка должна всегда выполняться на слух и после продолжительного прослушивания. Тот факт, что способы нарезки канавки на каждой грампластинке чуть-чуть отличаются, еще больше усложняет проблему. Опять же, добивайтесь оптимизации общего баланса хорошего звука для большого набора грампластинок (или же регулируйте угол вертикальной коррекции звукоснимателя (VTA) для каждой пластинки, что некоторые пользователи и делают, если у них на тонарме имеется удобная регулировка VTA).

Ниже описаны три плоскости настройки положения иглы. (Обратите пожалуйста внимание на то, что настраивается именно положение иглы, а не самой головки звукоснимателя). Сначала, если смотреть сверху, то при движении головки звукоснимателя по дуге по грампластинке надо добиться такого же положения иглы относительно канавки, каким было положение записывающего резца при его движении по прямой; отклонение этих траекторий друг от друга описывается как угловая погрешность горизонтального слежения и называется горизонтальным углом погрешности. Теперь посмотрим на иглу с торца головки звукоснимателя — игла должна быть под прямым углом к канавке – иначе она будет "считывать" больше от одной из стенок канавки, а значит сигнал одного канала будет больше; это положение иглы называется азимутальным, а отклонение от симметрии – углом перекоса иглы. Наконец, если посмотреть на головку и иглу сбоку, то требуется правильная "посадка" иглы в канавке – под тем же углом, под каким располагался записывающий резец; отклонения вертикального угла воспроизведения от вертикального угла воспроизведения называется углом вертикальной погрешности VTA и определяется углом захода иглы SRA. (Учтите, что VTA меняется еще в зависимости от толщины воспроизводимой пластинки . Вследствие этого, настройка его должна выполняться на слух – даже в большей степени чем в случае всех предыдущих настроек).

Проверьте также, что расстояние от центра поворотной ножки тонарма (вертикальная стойка) до шпинделя диска (обычно это расстояние определяется отверстиями в площадке тонарма) идентично рекомендованному производителем, поскольку это расстояние влияет на диапазон регулировки горизонтального угла погрешности. Это расстояние ("L" или установочная база) различается у разных моделей поворотных тонармов – изучите руководство пользователя или обратитесь к изготовителю.

При настройке абсолютно необходимы шаблон для измерения угловой погрешности, весы для измерения прижимной силы, какая-нибудь не особо нужная грампластинка (поскольку ее можно случайно повредить при регулировке положения иглы), яркая лампа, свет которой можно сфокусировать там, где это потребуется, и отвертка. Небольшие плоскогубцы с тонкими концами, увеличительная лупа или пластиковая увеличительная линза должны быть наготове. Шаблон для измерения угловой погрешности не так просто сделать (не стоит полагаться на точность шаблона, прилагаемого к каждому тонарму), так что поищете высококачественный шаблон. Если он надевается на шпиндель неплотно, выбросите его и найдите другой.

Удостоверьтесь, что проводки из тонарма, их контактные наконечники, пайки на них находятся в хорошем рабочем состоянии. Как минимум, почистите контакты между штырьками головки звукоснимателя и наконечниками проводов, разъединив и вновь надев их. Манипулируя наконечником с помощью плоскогубцев с тонкими кончиками, вы облегчаете эту задачу, но будьте осторожны и не оторвите провода в том месте, где они припаяны с наконечником. Оцените имеющиеся винты крепления головки звукоснимателя. Поскольку они должны быть завинчены с усилием, пластмассовые винты не годятся. Пригодны для этого алюминиевые, латунные винты или винты из нержавеющей стали – при условии что они новые и их резьба не повреждена. Удобны винты с головкой под шестигранник, поскольку шестигранные ключи, обеспечивают превосходное усилие затягивания. Для того чтобы приложить достаточное усилие для затягивания винта со шлицем, вам понадобится отвертка с диаметром рукоятки по меньшей мере 19 мм (= 3/4 дюйма) – с часовые ("ювелирные") отвертки не годятся.

С чего начинать

Надежно застопорите опорный диск, например приклеив его к корпусу проигрывателя пластырем или липкой лентой. Если диск начнет проворачиваться во время настройки положения иглы, ваши измерения угла погрешности будут неточными. Удостоверьтесь, что крепление лентой не меняет высоту положения диска или его горизонтальность. Головка звукоснимателя должна быть, естественно, установлена в шелл (плоскую площадку на конце тонарма), а сам шелл (если он съемный) – в тонарм. Винты крепежа головки должны быть завернуты пальцами так, чтобы головка не выпала, но не слишком сильно – для того чтобы головку можно было двигать. Всегда, когда есть такая возможность, используйте с защитную крышку, надетую на иглу.

Установите прижимную силу на ее номинальное значение, после чего отрегулируйте угол горизонтальной погрешности, затем настройте азимут (устраните перекос иглы в канавки). Не нарушайте эту последовательность действий, поскольку каждый ее предыдущий ее шаг влияет на последующий – стоит изменить этот порядок и установка будет выполнена неправильно.

Прижимная сила

Для установления требуемой прижимной силы тонарм должен быть сбалансирован относительно центра тяжести и двух масс вокруг него — массы части тонарма с головкой и массы части тонарма с противовесом. Для этого сначала воспользуйтесь измерительными весами и установите прижимную силу по рекомендации из инструкции по эксплуатации головки звукоснимателя. Окончательная регулировка будет выполняться на слух. Если у вас нет весов, но на тонарме установлен градуированный по прижимной силе противовес, то, отключив механизм компенсации скатывающей силы (антискейтинг) тонарма, сначала подвиньте противовес так, чтобы тонарм оказался в строго горизонтальном положении и сбалансированным — шкалу противовеса теперь можно поставить в положение "0". Будьте очень осторожны с незащищенной иглой – правильная балансировка по массе возможна только со снятой защитной крышкой иглы! Как только тонарм сбалансирован и "ноль" противовеса выставлен, зафиксируйте тонарм в опоре и, аккуратно вращая градуированный противовес, задайте значение прижимной силы в соответствии с рекомендованным для вашего звукоснимателя.

Регулировка горизонтального угла погрешности

Следуйте инструкциям в руководстве пользователя вашего проигрывателя и инструкциям, входящими в комплект шаблона для регулировки – шаблоны могут быть предназначены для разных методов оптимизации следования иглы. Убедитесь, что грани звукоснимателя параллельны, иначе при повороте корпуса звукоснимателя для попадания на отметки шаблона вы ошибетесь при установке положения иглы. После того, как регулировка по шаблону показывает минимальную погрешность следования иглы, осторожно затяните винты крепления звукоснимателя. Плотно прижимая звукосниматель и шелл друг к другу, так, чтобы они не меняли положения, очень осторожно заверните каждый винт примерно на один оборот, после чего повторите это до затягивания. Если вы начнете затягивать до конца один винт, не закрепив остальные — перекос и нарушение юстировки угла горизонтальной погрешности практически неизбежны. Как бы тщательно вы не выполнили монтаж головки, после затягивания винтов всегда следует еще раз проверить угол погрешности по шаблону.

Азимут головки

Старая методика выставления нулевого угла перекоса (азимута) головки с помощью зеркала хорошо подходит лишь для некоторых звукоснимателей. Для звукоснимателей ручной работы с подвижной катушкой эта регулировка неточна. Игла может отклониться на несколько градусов от перпендикуляра, восстановленного к верхней части звукоснимателя.

Замечание: В наших звукоснимателях ручной работы с подвижной катушкой выдерживаются стандарты высокой точности. Погрешность перекоса иглы наших звукоснимателей всегда меньше 1°. — A.J. van den Hul B.V.

Существует два точных способа выставления азимута. Один из них – добейтесь наилучшего звучания пользуясь собственными ушами. Поворачивайте звукосниматель на очень малые, крошечные доли оборота, в разных направлениях, стараясь почувствовать, где то положение, в котором достигается наибольшая ширину музыкальной сцены, ее глубина и т.д.

Недостаток такого подхода состоит в том, что до тех пор пока у вас нет достаточного опыта таких прослушиваний, вас могут запутать изменения в звучании, так что проявите терпение и работайте тщательно и осторожно – это принесет вам наилучшие результаты.

Единственный оставшийся, но совершенно надежный метод требует использования вольтметра и тестовой пластинки. Выставьте азимут так, чтобы перекрестные помехи на частоте 1000 Гц оказались одинаковыми для обеих каналов.

Угол вертикальной коррекции звукоснимателя

Если на вашем тонарме нет специального устройства для регулировки вертикального угла воспроизведения VTA, то регулировка высоты тонарма может представлять большое неудобство, в особенности тогда, когда ножка тонарма фиксируется на выбранной высоте только установочным винтом. В таких конструкциях чтобы изменить высоту тонарма, надо ослабить установочный винт, что обычно приводит к тому что ножка тонарма стремительно "проваливается" в установочное отверстие, оставляя вас в неведении, где было то первоначальное значение высоты, с которого вы сейчас пытаетесь начать ее увеличение или уменьшение (говорю об этом на основании горького опыта). Заклиньте промежуток между ножкой и установочной втулкой с помощью кусочков визиток – так, чтобы ножка не смогла упасть при ослаблении винта, или же подпорку, подходящую по размерам для размещения под установочным отверстием в корпусе проигрывателя. Внимательно прочитайте, что написано в инструкции к тонарму по поводу регулировки его высоты.

Наилучшим подходом является постепенная точная подстройка VTA при прослушивании музыки. Известно, что высоту тонарма нужно уменьшить, если общий характер звука жесткий и резкий, с неглубоким или задавленным басом, с акцентированными высокими частотами и неприятной окраской в диапазоне средних частот (конечно, причиной этого может быть и недостаточная величина прижимной силы). Искажения "заслоняют" детали сигналов низкого уровня, имеющиеся между музыкальными нотами, поэтому динамический диапазон сужается. Атака звука становится слишком выраженной. Когда звук тусклый и приглушенный, высокие частоты завалены, а атака звука нечеткая, то тонам следует поднять. Обратите внимание, что звучание может похоже меняться и при изменении прижимной силы (слишком малая – звук режет слух, слишком большая – звук тяжелый и неяркий). В принципе влияние прижимной силы и высоты тонарма на звук не совсем одинаковое, но описать различия простыми и понятными словами не так легко.

Сначала установите тонарм примерно параллельно поверхности грампластинки и сразу же опустите его чуть ниже этой плоскости. Послушайте звук и начинайте поднимать тонарм — сначала до того положения, где он параллелен плоскости грампластинки, а затем так, чтобы головка звукоснимателя начала наклонятся иглой вниз. Отмечайте прошедшие положения, с тем чтобы можно было вернуться к тому из них, которое вам больше всего нравится – тому, где звук оказывается "в фокусе". Диапазон регулировок может быть довольно широким, до 19 мм (3/4 дюйма) или даже больше (измерено у точки опоры тонарма).

Попробуйте крайние точки диапазона высоты – с тем, чтобы узнать, какова разница в звучании – не стесняйтесь экспериментировать.

Компенсация скатывающей сила (антискейтинг) (только для поворотных тонармов)

Поскольку на на поворотный тонарм в процессе воспроизведения действует скатывающая сила (одна из компонент силы тяги, направленная по касательной к канавке). Скатывающая сила, направленная к центру пластинки, повышает давление на внутреннюю сторону канавки и в той же мере ослабляет давление на внешнюю стенку. Это приводит к искажениям как из-за погрешности следования по канавке, так и из-за перекоса иглодержателя относительно генерирующей системы звукоснимателя. Для регулировки компенсирующей силы опустите иглу поближе к этикетке грампластинки, там где канавки удалены друг от друга. Увеличиваете компенсацию скатывающей силы до тех пор пока тонарм не станет медленно перемещаться наружу, в направлении от этикетки. Опять таки, окончательное положение должно быть выбрано на слух, когда вы прослушиваете музыку. Если звуковая картина (образ) немного смещается от центра, или же покажется, что положение ее не зафиксировано достаточно надежно, поэкспериментируйте с антискейтингом. Кроме этого, проследите как игла опускается в канавку. Не смещается ли она влево либо вправо относительно перпендикуляра к пластинке? Если да, то это служит указанием на то, что антискейтинг слишком велик или слишком мал.

Тонкая настройка

Мы сделали три основных настройки – прижимной силы, вертикального угла VTA и азимута — приближенно, по "грубой" шкале. Пора приступить к оптимизации звучания за счет повторного "тонкого" выполнения этих настроек. Изменение звучания после каждой из этих отдельных регулировок может быть похожим. По этой причине необходимо при оптимизации всех этих трех настроек экспериментировать, последовательно переходя от одного вида настройки к другому, от другого к следующему – чтобы достичь баланса оптимизации для всех трех. При выполнении настроек обращайте внимание на звучание женского голоса; стремитесь получить максимум впечатлений от вокальных особенностей и "осязаемого" восприятия личности певицы.

Начнем с того, что будем отклоняться от рекомендованной для звукоснимателя величины прижимной силы на очень небольшие шаги. В этом случае мы на самом деле ищем оптимальное положение электромагнитной (генерирующей) системы внутри головки звукоснимателя. Слишком большая прижимная сила – и прогиб звукоснимателя приводит к смещению катушек (или магнита) из центрального, наиболее линейного, положения. Шагом изменения могут быть сотые доли грамма или даже менее того; но в реальных экспериментах попробуйте менять прижимную силу в пределах ±0,2 грамма от номинальных рекомендаций изготовителя.

Не беспокойтесь, что пластинки будут повреждаться при больших значениях прижимной силы; б'ольшая часть повреждений пластинок на самом деле вызывается ошибками следования иглы по канавки в диапазонах от средних до высоких частот, когда прижимная сила слишком мала – а не тогда, когда эта сила слишком велика. (Кроме этого, 0,2 грамма – небольшое увеличение прижимной силы). При условии что игла не покрыта грязью и в хорошем состоянии, небольшое увеличение прижимной силы не повлияет на износ пластинки. Если вы иногда слышите отрыв от канавки в низкочастотном конце диапазона и при этом все же на басах звучание отличное (на умеренных уровнях сигнала, не при пушечном выстреле в Увертюре "1812 год"), велика вероятность того, что у вас либо загрязнена игла, либо поврежденная пластинка, или же срок службы вашего звукоснимателя подходит к концу.

Изменения прижимной силы могут изменить оптимальные настройки для вертикального угла воспроизведения VTA и азимута. Если азимут был первоначально установлен на слух, продолжайте опыты с ним. Однако, если он был выставлен с помощью приборов, оставьте его в покое и, вместо него, "поиграйте" с углом VTA и прижимной силой. Я иногда сравниваю этот процесс с затягиванием бесконечного ряда винтов – вы подтягиваете каждый из них на оборот или два за один раз, и повторяете это снова и снова – до тех пор пока не затяните их всех равномерно, только тогда соединяемые смежные поверхности будут соприкасаться друг с другом без коробления. Терпеливо продолжайте регулировку до тех пор пока не убедитесь в том, что звук "встал" на место и придраться не к чему.

Совет: Есть мнение, что размагничивание звукоснимателя с подвижной катушкой с помощью специального электронного устройства рекомендуется чуть ли не ежедневно, даже если звукосниматель не использовался.

Замечание: В отношении этого A.J. van den Hul хотел бы подчеркнуть следующее:

Будьте крайне осторожны при подаче сигнала на катушки звукоснимателя от любыч сигнальных генераторов. Нам не раз приходилось ремонтировать головки с расплавленными катушками и демпферами, которые случайно включили в цепь прогрева проводов в тонарме с помощью одного из генераторов прогревочных сигналов.

Более того, в противоположность общепринятым суждениям, A.J. van den Hul настоятельно не советует размагничивать ваши звукосниматели с подвижной катушкой. Размагничивание звукоснимателя снижает количество магнитных комплексов-доменов в магните системы с подвижной катушкой. Оно же упорядочивает эти магнитные домены, которые с течением времени имеют тенденцию к потере организованности. С другой стороны, как известно, "лечение может принести больший вред чем болезнь", потому что размагничивание уменьшает количество групп Вайца и переориентирует атомы, собирая их в более крупные и менее свободные накопленные формы. Конечным результатом, согласно исследоисследованиям van den Hul, является необходимость размагничивать ваш звукосниматель все чаще и чаще – а при этом теряется детальность звука. Итак, в то время как звукосниматель может звучать лучше после каждого размагничивания, разрешающая способность постепенно падает из-за все большего "пошагового" укрупнения его магнитных комплексов-доменов. Или, как бывало говорил A.J. van den Hul, “дело кончится тем, что придется размагничивать ваш звукосниматель после каждой симфонии Бетховена.” — примечание A.J. van den Hul B.V.

OK, в основном мы закончили. Окончательная "тонкая" настройка потребует много дней или недель и является лишь делом нахождения времени для прослушивания вашей системы в спокойной обстановке. Иногда, при прослушивании разных пластинок будут "выползать" мелкие дефекты звука — даже при общем правильном и высококачественном характере звучания. Причины могут быть разные — и чуть меньшая, чем нужно, прижимная сила, и немного неверный вертикальный угол воспроизведения VTA. (Заметьте также, что многие хорошие звукоснимателей чувствительны к изменению температуры в помещении!*. Когда слишком тепло, они звучат непрозрачно, когда слишком холодно, их звучание может становиться резким. Имейте это в виду и учитывайте по мере смены времен года.) За исключением тех, кто способен регулировать угол VTA для каждой пластинки, большинство будет довольно той высоты тонарма, которая обеспечивает хороший компромисс для всех тех пластинок, которые они любят больше всего. Итак, включите вашу систему, дайте ей прогреться, расположитесь поудобнее и наслаждайтесь музыкой – даже если одним ухом вы и прислушиваетесь, нет ли повода подстроить еще что-нибудь.

* Мы считаем, что независимость от температуры является важным аспектом качества изделия. Поэтому в конструкции наших звукоснимателей мы используем специальные материалы, которые сводят влияние температуры на звук к минимуму. — примечание A.J. van den Hul B.V.

Одно последнее, но важное замечание о чистке иглы. Существует множество рекомендованных процедур чистки иглы, начиная с очистки ультразвуком, чистки кисточкой вручную, даже чистка с использованием наждачной бумаги, а также с применением разнообразных растворов – начиная с фирменных растворов на основе фреона и до просто спирта или раствора спирта в воде, вроде жидкостей для чистки грампластинок. Все эти процедуры каким-то образом влияют на загрязнения, отложившиеся на поверхности иглы. При использовании некоторых современных звукоснимателей с малыми радиусами иглы, может оказаться необходимым чистить иглу после каждой стороны прогиранной долгоиграющей грампластинки**. Разные методы чистки иглы могут привести к различию в звучании, примененный метод чистки может отразиться на требуемой частоте операций ухода за иглой и тд и тп. Открывается большой простор для экспериментов – в конце концов, уход за поверхностью иглы необходим.

** Как раз наоборот — иглы типа "fine-line" производства van den Hul не более подвержены собиранию пыли и грязи с грампластинки, чем иглы обычной формы. — примечание A.J. van den Hul B.V.

Статья Лоры Диарборн была опубликована в журнале The Absolute Sound.

© 2009-2013 VINYL FOR ALL. ООО "Винил Для Всех". Все права защищены. Разработка и поддержка: Admin  |    vkontakte     facebook